Давайте продолжим разговор о том, чем «наполнить» SWOT.
Я уже говорил, что данные о ближнем окружении фирмы собираются на основе модели «5 сил Портера». Схематически компоненты модели изображены на рисунке.
По сути, модель конкуренции по Портеру- один из инструментов, которые я называю «списочными», т.е. позволяют аккуратно и систематично разобраться в том, что и каким образом влияет на рыночную ситуацию.
Если говорить о «правильном» применении модели, то она и сама по себе весьма полезна, как средство упорядочения представлений о рынке и оценки его конкурентности.
Если рынок высококонкурентен, то вход на него стоит больших денег, а целесообразность неочевидна, для фирмы, которая уже находится на рынке, высокая конкурентность означает, что рост крайне затруднителен.
Давайте посмотрим «расшифровку квадратиков», те факторы, которые рассматриваются в модели.
Я сознательно убрал пункт «1» в конец, поскольку он посвящен некоторому подведению итогов анализа.
2. Угроза новых конкурентов. Барьеры входа на рынок (Портер)
— Экономия за счет масштаба
Если есть этот эффект до он дает преимущества тем, кто раньше вышел на рынок и успел раскрутить продажи, новые игроки рынка, ориентирующиеся на стратегию низких цен вынуждены сильно рисковать запуская сразу крупные партии продукции.
— Преимущество в затратах
— Политика правительства (плюс для тех кто имеет разрешение)
— Дифференциация продуктов (чем выше, тем ниже конкуренция)
— Издержки переключения (плюс для старой фирмы и минус для новой)
— Доступ к каналам распределения (плюс для тех, кто имеет)
3-4. Способность поставщиков и потребителей торговаться
Поставщики имеют власть если (чем ниже тем лучше):
— Их мало, а потребителей много
— Они могут сами производить то, что делают их потребители
— Они продают уникальные продукты
— Переход порождает большие издержки
Потребители имеют власть если (чем ниже тем лучше):
— Закупают большие объемы
— Легко могут перейти к другому продавцу
— Обладают значительными финансовыми возможностями
— Приобретаемая продукция не имеет существенного значения для качества продукции
— Могут производить необходимое сами
5. Угроза появления заменителей
— Определяется темпом развития технологий в отрасли (чем выше темп, тем больше шансов для инноваторов и хуже позиция уже вложившихся в существующие технологии).
1. Интенсивность конкуренции
— Число конкурентов (чем больше, тем хуже)
— Скорость роста рынка (чем меньше, тем острее конкуренция)
— Сходство продуктов (чем больше, тем хуже)
— Размер постоянных затрат (чем больше, тем хуже маленьким фирмам)
— Величина входных барьеров (чем больше, тем хуже новичкам и лучше тем, что уже на рынке)
Как это применяется.
Нужно аккуратно пройти по «пунктам программы», оценить как и в какой форме эти факторы проявляются на вашем рынке и для вашей фирмы и сделать оценку воздействия того или иного фактора на нашу фирму (положительное-отрицательное) и оценить значимость фактора. Я оцениваю значимость по шкале «малозначимый-значимый-важный». Что не важно, в дальнейшем не учитываем.
Далее собраннык сведения разносятся по SWOT.
Весьма любопытно то что в этой модели, на радость рекламистам и бренд менеджерам, прямо указывается дифференцированность продукции, как на источник преимуществ, в конкуренции.
спасибки!!! очень надо курсовую написать.. понадобиться любая нужная инфа..
2 Мария, не за что))) обращайтесь)))
очень надо курсовую написать.. понадобиться любая нужная инфа..
мне,конечно понравилось, но есть предложение поговоритьо чем-нибудь по-сложнее, чеи основы маркетинга…так маленькая просьба начинающего маркетолога)))))))))
Благодарю за простое и поянтное объяснения пяти сил Портера.
Если я правильно понял, по-сути, всего 4 силы, а пятый квадрат является оценкой влияния всех этих четырёх сил. Он не является силой, а является выводом по анализу четырёх сил.
Это так?
По сути, да, хотя сам портер пишет о пяти.
[…] Качественный анализ рынка. Удобно использовать модель «5 сил Портера» […]