Недавно мне пришло письмо в котором человек поблагодарил меня за пару моих старых статей о том, как устроена бухгалтерия с точки зрения программиста.
Я не закончил ту серию и теперь, вдохновленный намерен ее продолжить.
Основа: закон сохранения материяльных ценностей.
Принципы бухгалтерии по аналогии с физикой:
1. Каждая вещь имеет свою массу (денежную, т.е. стоимость)
2. Вещи не возникают из ниоткуда и никуда не исчезают, все, что есть внутри фирмы получено из внешних источников, все, что из фирмы ушло-передано во внешнее окружение.
3. Основной (и единственной) формой учета движения ценностей является «проводка» т.е. запись о том откуда и куда перемещена ценность и сколько она стоит.
Вполне очевидно, что логичным представлением бухгалтерского учета является направленный взвешенный граф.
Узлы графа называются счетами, ребра (ветви) графа называются Проводками. При описании проводки узел источник называется Кредитом проводки, узел приемник называется Дебетом проводки, стоимость переданных ценностей называется Суммой.
Сумма весов (стоимостей)входящих в узел ребер называется Дебетом счета, сумма исходящих, соответственно, Кредитом счета, разность Дебета и Кредита называется Остатком счета.
Обратите внимание! Все три цифры Дебет, Кредит и Остаток счета могут иметь самостоятельное значение! Дебет и Кредит в проводках НЕЛЬЗЯ заменять на плюсы и минусы! Зачем это надо мы узнаем позже…
Вес ребра (сумма проводки) может быть отрицательным, в бухгалтерии такие проводки называются «сторнирующими» или просто «Сторно». Сторнирование используется, как правило, для отмены операций и коррекции ошибок.
В принципе можно было бы вести учет, используя в качестве наименований вершин графа по конкретным объектам взаимотношений (Вася, Петя, ООО Рога и копыта, касса, банк, хозяин), но принят несколько более сложный подход, в соответствии с которым наименование производится следующим образом: Счет[/субсчет][ лицо]([] скобки означают что элемент наименования может отсутствовать).
Счета и некоторые субсчета нумеруются в соответствии со стандартом, называемым «планом счетов бухгалтерского учета» .
Такая технология позволяет укрупнять данные по хозяйственной деятельности, рассматривая не взаимоотношения с отдельным поставщиком, покупателем или иным контрагентом, а группируя проводки по направлениям деятельности.
В свою очередь выборка, с полной детализацией до отдельного субекта обычно называется Лицевым счетом.
Рассмотрим пример на рисунке:
На рисунке видно, что часть счетов относится к фирме, а часть к внешнему окружению, в Российском учете принято правило наименования счетов (нумерации) в соответствии с которыми счета с номерами с 60-го относятся к внешним источникам/приемникам материальных ценностей, о остальные, соответственно, к внутренним.
Поскольку каждая проводка изменяет состояние Дебетового и Кредитого счетов на одну и ту же величину (это и есть принцип «двойной записи») есть 2 важных факта:
1. Сумма дебетов и сумма кредитов по базе в целом равны.
2. Остаток по «внешним» счетам и по «внутренним» должны быть численно равны.
Эти 2 факта позволяют производить проверку корректности данных в системе учета.
Да простят меня бухгалтеры за некоторое упрощение, но «внутренние» счета это Активы, а «внешние» это Пассивы, а процедура поиска причин несовпадения сумм Пассивов и Активов это и есть Сведение Баланса.
Помимо этого, контроль производится путем:
1. Сравнения остаков по денежным счетам (50-я группа счетов) с реальными денежными остатками.
2. Сравнения остатков на товарно-материальных счетах (40-я группа) с реальным состоянием складов. Это и есть переучет, на который закрываются магазины :-))
3. Сравнение данных по взаиморасчетам с контрагентами (60-я группа счетов), это называется сверка.
Теперь рассмотрим изменение сумм по счетам шаг за шагом (в соответствии с рисунком.:
Шаг 0- это стандартное начало работы любого предприятия- владельцы выделили денег на работу.
Активы | Пассивы | |||||||
Счета | 41, Склад | 50, Касса | 60, поставщик | 80, Учредитель | ||||
Деб. | Кр. | Деб. | Кр. | Деб. | Кр. | Деб. | Кр. | |
Учредительский взнос | 1000 | 1000 | ||||||
Остаток счета | 1000 | -1000 | ||||||
Баланс | 1000 | -1000 |
В кассе появились деньги.
Шаг 1. Взяли товар у поставщика.
Активы | Пассивы | |||||||
Счета | 41, Склад | 50, Касса | 60, поставщик | 80, Учредитель | ||||
Деб. | Кр. | Деб. | Кр. | Деб. | Кр. | Деб. | Кр. | |
Учредительский взнос | 1000 | 1000 | ||||||
Получение товара | 100 | 100 | ||||||
Остаток счета | 100 | 1000 | -100 | -1000 | ||||
Баланс | 1100 | -1100 |
Активов стало больше, на счету поставщика отрицательный(кредитовый) остаток, он указывает на наш долг.
Шаг 2. Расплатились за товар.
Активы | Пассивы | |||||||
Счета | 41, Склад | 50, Касса | 60, поставщик | 80, Учредитель | ||||
Деб. | Кр. | Деб. | Кр. | Деб. | Кр. | Деб. | Кр. | |
Учредительский взнос | 1000 | 1000 | ||||||
Получение товара | 100 | 100 | ||||||
Оплата товара | 100 | 100 | ||||||
Остаток счета | 100 | 900 | 0 | 1000 | ||||
Баланс | 1000 | 1000 |
Поставщику мы ничего не должны, а взнос учредителя превратился из денежного в деньги+товар, товара на складе на 100 рублей, «оборот» по поставкам (сумма покупок) 100 рублей .
В следующей части мы рассмотрим как регистрируется самое интересное- продажи.
Спасибо.
Наконец-то нашла описание БУ,понятное именно программисту. Когда будет продолжение?
Александр, скажите пожалуйста, укрупнять данные по хозяйственной деятельности возможно только группируя проводки по направлениям деятельности? или возможны еще другие способы?
Елена, судя по Вашему сайту, Вам лучше знать.
Но, по сути параметр группировки зависит от потребностей аналитики.
Спасибо! хоть кто-то разъяснил человеческим языком дурь из нескольких жирных томов
Замечательная статья! Большое спасибо автору.
Я еще не читал ничего, более простого, понятного и исчерпывающего!
Жду продолжения!